В 1984 году Мишель Фуко издаёт третий том «Истории сексуальности» — генеалогического исследования практик «заботы о себе» — практик конституировния собственного тела и идентичности. Спустя 40 лет «забота о себе» входит в лексикон не только философов и культурологов, но и психологов, коучей, а также самых обычных людей. «Стань лучшей версией себя», «живи в гармонии с окружающим миром», «полюби себя таким, какой ты есть» — установки, ставшие привычными в повседневном «терапевтическом» дискурсе.
Но фетишизация заботы в XXI веке отныне не ограничивается собственным телом — в дигитальную эпоху всем есть дело до всех. За последние 40 лет общество достигло новой степени информационной прозрачности, и «забота о себе» стала похожа на «озабоченность всем» — терапевтическим, экологическим, образовательным, политическим и технологическим. В рамках данной секции мы предлагаем обратить внимание на то, почему дигитальная среда становится катализатором «заботы» в современном обществе и как цифровые технологии влияют на формирование новой нормы повседневной жизни. Какие практики «заботы» диктуют нам массмедиа и интерфейсы? Что побуждает человека заботиться о тамагочи и NPС? Как пользователь конституирует себя через приложение для подсчёта шагов и иные формы цифрового селф-трекинга? Будем ждать ваши антропологические, культурологические и философские исследования «заботы» в обществе дигитальных технологий.
Сферы исследования: Digital Humanities, культура цифрового общества, философия техники, антропология интерфейса, UX-исследования и дигитальная этика.
Примеры докладов:
● «Забота в компьютерных играх: как цифра производит присутствие»
● «Императивы визуальной заботы: эстетика существования и эстетизация субъекта в дигитальной среде»
● «(Не)телесные практики, или почему мы заботимся о цифровых двойниках, игровых персонажах и виртуальных сущностях»
● «Актуальные формы селф-трекинга на границе терапевтического и технологического»