«С Востока свет, с Востока силы!» — так начинал своё знаменитое стихотворение В.С. Соловьев. Понятия «Восток» и «Запад» уже давно потеряли исключительно географический смысл и приобрели как в повседневном, так и в научном обиходе устойчивые культурологические коннотации. Но что мы подразумеваем, когда делим культуры на «восточные» и «западные», а самое главное, каковы последствия принятия или непринятия этой установки?
Американский исследователь Э. Саид утверждал, что Запад осуществляет «присвоение» Востока, искусственно конструируя образ пассивной, патриархальной культуры народов Азии. Действительно ли Восток и Запад далеки друг от друга или граница между ними проходит только у нас в головах? Существует ли, например, восточная философия, восточная демократия или восточный индивидуализм? В рамках данной секции мы обсудим проблему транзитивности культур Европы и Азии и поразмышляем над тем, что значит осмыслять «иную» культуру и как трансформируется научное исследование, когда культура становится «своей». Мы обратим внимание на то, как оптики ориентализма и оксидентализма влияют на традиции востоковедения и обыденного восприятия «Востока» и «Запада» в истории мысли обеих географических стран.
Сферы исследования: кросскультурные исследования, методология востоковедения, исследования философии, искусства, культуры, науки, истории и языка западных стран странами Востока и восточных стран странами Запада.
Примеры докладов:
● «"Теория заимствования" в литературоведении и образ Востока в европейском романтизме»
● «Неоконфуцианская "наука" против науки "западных варваров"»
● «"Дхармический социализм" Бхиккху Буддадасы»
● «Образ Китая как просвещенной монархии в европейской мысли XVIII века»